20:52 

"Последний Бойскаут"

[HekTo]
Haec habui dicere
Пока читал конспекты, хотелось думать о чем угодно: и о смысле жизни, и о собственной ничтожности, и о несправедливости сущего, но только не о "силах радиальной орекции" и "неустойчивости неконсервативных систем с нечетным числом степеней свободы", но, тем не менее, первый экз сдал на отлично)))

Собсно, о чем я... В частности, были и вот такие мысли. Меня недавно заставили призадуматься над вопросом о поколениях. Говорят, что возраст - это лишь условность и что он ничего не значит. Так то оно так, но не совсем. 17и-летний может легко общаться с 20и-летним, а 20-летний - с 27и-летним. Но, как ни крути, 17и-летний к 30-летнему будет обращаться на вы и многого они друг другу не расскажут. А еще есть такая вещь, как поколения. Взгляды, которые доминируют в обществе в то время, пока человек формируется как личность, оставляют на нем отпечаток на всю его жизнь. А за последние 20 лет эти взгляды в нашей стране дважды радикально менялись. Пелевин в Поколении Пи описал людей, которые воспитывались при социализме, но жить были вынуждены в условиях рыночной экономики. Но следующее за ним поколение мне кажется не менее интересным. Я не Пелевин, и так красочно всего не напишу... я просто хочу рассказать о себе, полагая, что многие люди чувствуют нечто подобное. Вот интересно, кто из моих ПЧ так и остался пожизненным октябренком, или пионером? У меня значок октябренка до сих пор лежит в шкатулке рядом с православным крестиком, валентинками, гильзой и билетами с концертов, на которых я побывал. Могу показать).. А еще я в младших классах состоял в школьной агитбригаде. Мы пели песенки и ставили сценки на всяческие социально важные темы. В детском саду нам рассказывали сказки про Мальчиша Кибальчиша и учили таким идеалам, как Родина, партия, а также - свобода и равенство. Мы все видели фильмы про Чапаева и Тимура с его командой. Многие мои детские рисунки были посвящены сражениям красных с белыми, где красные непременно побеждали. "Пионеры", "октябрята", "комсомольцы" - все это воспринималось как ступени развития, и хотелось поскорее вырасти, чтобы перейти на следующую ступень. Был бы я на годик старше - был бы и пионером, но как раз в это время и произошла перестройка. Я не сразу понял, что произошло. Меня только огорчило, что я никогда не стану пионером. Учителя на перестройку отреагировали по-разному. Одни нам стали твердить, как хорошо жилось при советах, другие - рассказывать о западных идеалах точно так же, как нам в детском саду рассказывали об идеалах советских. Все это в итоге воспринималось, как продолжение той же самой эпопеи, что и в детском саду. Я верил и тем, и другим, и, не меняя своего отношения к Дедушке Ленину, по вечерам бежал смотреть Дедушку Скруджа. А когда я пару раз при взрослых положительно высказался о Ленине и встретил их негативную реакцию, я стал чуток поосторожней в этом плане. После нам на уроках истории рассказали о том, что такое тоталитаризм, и как это негуманно, рассказали о свободе слова, о правах и т.п. и разграничили "то время" и "нынешнее", представив то, что было, адом, а то, что сейчас - чистилищем. А то, чему нас учили ранее назвали не такими уж и хорошими вещами. Тогда все стало на свои места, но только было не совсем понятно, почему сейчас у нас нет тоталитаризма, в чем проявляется эта свобода слова, и чем права отличаются от обязанностей. Но решающим доводом, заставившим меня отказаться от советских идеалов были, конечно же, американские фильмы. Нам также сказали, что это только сейчас в нашей стране такой бардак и что скоро мы построим демократическое общество и будем жить как в Америке, а в Америке хорошо. И я это принял. Проходил год-другой-третий, и, проводя аналогию с тем, что нам рассказывали о советах, я решил, что мы ждем демократии так же, как когда-то ждали коммунизма и что прежнее время от нынешнего ничем принципиально не отличается. Я решил, и с каждым годом все больше уверялся в мысли, что название строя ничего не значит, и люди никогда не станут свободными, если сами этому не научатся. А потом я прочитал "Мы" Замятина, "Цивилизацию Статуса" Шекли, наслушался доперестроечного русского рока и стал бить себя в грудь со словами "Мама Анархия", - ведь это и была сама свобода. Многие, видимо, провели иные аналогии, и, вспомнив слова учителей о том, как хорошо жилось при социализме и как плохо сейчас, стали подаваться в патриоты. И эта "волна патриотизма", предшествующая приходу Путина и окончательно задавившая в нас западные идеалы, основательно поколебала и мой анархизм. А Америку уже мало кто любил.
Все это задело по большей части молодое поколение, ведь взрослым не так то просто поменять свое мировоззрение.
Так вот... хоть сейчас в нашу жизнь все больше и больше приходят восточные идеалы - это уже не так важно. Какова бы ни была идеология - мое отношение к ней будет критическим. Не то, чтобы мне не нравился восточный менталитет - нет, просто что-то я в нем принимаю, а что-то - нет. Примерно так же я сейчас отношусь и к западу. И я считаю такое отношение к любой идеологии единственно правильным. Может, оно звучит пафосно, но мне кажется, что единственный идеал, который прошел через всю мою жизнь, не притерпев значительных изменений - это в меру абстрактная "свобода". И я думаю, что я не один такой, что все эти перемены вырастили целое поколение "последних бойскаутов" - пожизненных пионеров и октябрят, у которых выработался иммунитет к промыванию мозгов, и, по-моему, мы гораздо объективнее других в отношении ко многим вещам, и осознание этого не может не быть приятным.

@темы: Воспоминания, Мысли вслух, Я

URL
Комментарии
2007-12-17 в 23:45 

Indra
...Ветер шелестит листвой...
асилил
ынтыресно! но глазки балят...
Уф, ну и детство у тебя было...
У нас в школе ничего подобного не было изначально. Заметь, мы с тобой одного возраста.
У нас не было никаких красных уголков и агитационных портретов и флагов. Нам ничего такого не рассказывали, не показывали, мозги не промывали. Я не видел ходящих в галстуках пионеров, их у нас не носили, никаких линеек не было, н-и-ч-е-г-о.
В октябрята нас приняли легко: собрали в актовом зале и просто по рядам пустили звездочки. Я долго носил ленина у сердца, а так, как любил кататься по перилам, то он очень скоро стал наполовину золотой, какой был, наполовину - белый, истёртый об дерево перил. Потом просто забросил его, как ссср рухнуло. Так как нам мозги не шлифовали - ни в школе, ни дома, - то для меня это процесс прошел незаметно и совершенно безболезненно, хотя я отлично все помню. Просто, я понял, что говорить, что мой любимый мой цвет красный в том числе и потому, что наш флаг красный - уже не актуально. И все...

2007-12-18 в 00:20 

[HekTo]
Haec habui dicere
Indra Наша училка в младших классах, видно, понимала, к чему оно шло и не сильно нами занималась в идеологическом плане. Но другая училка набрала нас в агитбригаду и там гоняла... хотя, все было с нашего согласия, и я там пробыл не больше года. А когда ушел - меня еще мои друзья уговаривали вернуться. А в октябрята нас приняли торжественно: в тот день у нас не было занятий, мы куда-то пошли, где октябрята, которые в тот день становились пионерами, отдали нам свои значки. Ес не ошибаюсь, мы еще тогда зачем-то были должны произносить какие-то заученные слова и все долго смеялись, когда я со своими словами вступил не в тему, но может я путаю и это было что-то другое. А потом мы всем классом пошли на Тимура и его команду. Вот... А еще нам моск шлифовали в детском саду, но эт уже помнится несколько смутно.

URL
2007-12-18 в 10:17 

KenderOlly
Мда... прокоментирвоать могу только одной, но довольно интерестной мыслью:
Цивилизация (игра) очень похожа на реальную жизнь, может менятся строй и титул правителя, но сам правитель неизменен, то есть был Тиран Имярек, стал Монарх Имярек, потом Президент Имярек...

А насчёт совка, как то не было у нас промывания мозгов по этому поводу... или просто я непомню...

2007-12-18 в 12:38 

[HekTo]
Haec habui dicere
KenderOlly Мда.. Сдается, не всем так повезло, как мне. Оно и в детском саду у нас было две воспитательницы: одна молодая и демократичная, а другая - бабулька советской закалки, которая нас всех строила, что порой доходило до маразмов.
Еще вспомнил один разговор с другом то ли в первом, то ли во втором классе на тему: "нужен ли солдату бронежилет, когда он идет грудью на амбразуру"... %)

А с мыслью согласен)

URL
2007-12-18 в 18:12 

Я существую. Но я с этим не согласна. Муррр
Может, и пафосно звучит, но я тоже считаю единственно правильной критическую кочку зрения. Абсолютизм пока еще ничего хорошего миру не принёс (по моему скромному мнению, разумеется).
Мне вот кажется, что из крайности "тотальная промывка мозгов и жесткая ориентация" нас перекинуло в другую - "полная свобода и куча равноценной по достоверности информации". А те, кто на 5-7 лет моложе, первой крайности и не познали. Они сейчас живут, омываемые потоками флуда, и не знают, какой выбор им сделать, в какую сторону склониться. И надо ли склоняться?..
А Замятина я как раз сейчас читаю. Уфф.

Один дедушка Ленин хороший был вождь. А все другие, остальные - такое дерьмо.

2007-12-18 в 23:56 

[HekTo]
Haec habui dicere
Niavus minorum Не знаю, как у вас, на Украине, а у нас тут уже и молодежное движение "Мишки" появилось, и все знают, кто будет следующим президентом. Почему большинство его выберет - хз. Но кто угодно тебе скажет: 99%, что выберут его. И это вроде при том же самом потоке флуда. Почему так получается? Кто управляет коллективным сознанием так, как это кому-то нужно? Я не понимаю. Что интересно, перед прошедшими выборами Ежик агитировала народ голосовать за едросов (Единая Россия - вдруг ты не в курсе, кого мы так называем) - то есть за партию нашего президента и его преемника. Вот такие вот пироги...
Полная свобода в этом мире может быть только перед концом света, а относительная была и при совке, ведь каждый говорит, думает и делает то, что он хочет, но понимает, что ему за его действия придется держать ответ.

Не совсем в тему, но...
Ты открой глаза, и закрой глаза. Ты можешь быть против, а можешь быть за... Ожидая тот день, когда все мы сойдем с ума.

URL
     

Неведомости

главная